Главная » Статьи » Химия

Урок по теме "Азотная кислота"

 

Тема урока «Азотная кислота»

 

Цель урока:

Цели и задачи: изучить физические и химические (общие с другими кислотами и особые) свойства азотной кислоты, рассмотреть области применения

.

Задачи:

Образовательные:  научиться составлять уравнения реакций, отражающие химические свойства азотной кислоты; совершенствовать умение составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, расставлять коэффициенты методом электронного баланса, составлять полные и сокращенные ионные уравнения

 Развивающие:  уметь устанавливать причинно-следственные связи, , совершенствовать исследовательские навыки, закрепить навыки работы с химическим оборудованием, реактивами, способствовать развитию самостоятельности, внимания, разных видов мышления, опыта творческой деятельности, аккуратности, взаимопомощи, экономности при расходовании реактивами. уметь обобщать полученные знания и делать выводы.

Воспитательные: формировать представление о научной картине мира, воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Тип урока: комбинированный.

Приемы работы: беседа, самостоятельная работа.

Методы работы: репродуктивные, частично – поисковые, наглядные, словесные

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ожидаемый результат: усвоение знаний о свойствах азотной кислоты, включение учащихся в различные виды деятельности.

Обеспечение занятия:

наглядные пособия: таблица растворимости, периодическая система, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран.

 раздаточный материал: , оборудование для проведения опытов индивидуальные карточки с заданиями

 

План урока:

1.Организационная часть

2.Проверка знаний

3.Целеполагание.- Сообщение темы и постановка целей урока

4.Объяснение нового материала

5.Закрепление

6.Подведение итогов урока

7.Рефлексия

 

 

 

 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

                        Деятельность ученика

I.Организационный

Проверка готовности к уроку.

Проверяют наличие необходимого оборудования и принадлежностей для урока.

II.Проверка знаний

Проверка пройденного материала

Начнем урок. Сегодня он будет необычным. Представьте, что вы не ученики 9 класса, а сотрудники химической лаборатории

. Над какой темой мы сейчас работаем? (подгруппа азота). Мы продолжим изучать интересную и увлекательную тему “Подгруппа азота. Соединения азота”. Давайте вспомним, что мы уже знаем об азоте и его соединениях. Проведем разминку, выполняя тестовые задания.

Выполнение тестового задания. (слайды 3 – 10)

Заряд ядра атома азота равен

1) +8

2) +7

3) +14

4) +28

Какую электронную конфигурацию имеет атом азота

1) 1s22s2

2) 1s22s22p5

3) 1s22s22p3

4) 1s22s22p7

Ковалентную полярную связь имеет соединение

1) N2

2) К3N

3) Ca3N2

4) NO

Низшая степень окисления азота равна

1) -1

2) -2

3) -3

4) -4

Высшая степень окисления азота равна

1) +5

2) +4

3) +3

4) +2

Только восстановительные свойства проявляет

1) N2

2) NH3

3) HNO3

4) NO

Несолеобразующими оксидами являются

1) N2O

2) NO

3) N2O3

4) NO2

5) N2O5

Установите соответствие между оксидами азота и кислотами, которые образуются при взаимодействии этих оксидов с водой

1) N2O3 А) HNO3

2) NO2 Б) HNO2

3) N2O5 В) HNO3 и HNO2

Г) кислота не соответствует

(БВА)

 

    III.Целеполагание

Разминка закончилась. Молодцы! В своей лаборатории мы изучили много соединений азота. Какие соединения азота мы уже рассмотрели? Как вы думаете, какие соединения мы должны рассмотреть? Если ребята затрудняются, прошу обратить внимание на последнее задание.

Нашей лаборатории поступило задание: подробно исследовать интересное, загадочное соединение – азотную кислоту.

Записываем тему урока в тетрадь. (слайд 11)

 

IV.Изучение нового материала

Состав и строение. Классификация. (слайд 13)

  • Назовите формулу азотной кислоты.
  • Дайте классификацию по разным признакам.
  • Какова степень окисления азота в азотной кислоте?
  • Азотная кислота имеет сложное строение.
  • Степень окисления равна +5, валентность 4. Почему? Если учащиеся затрудняются ответить, предлагаю подумать дома.
  • Виды химической связи (ковалентная полярная).
  • Почему? (НеМе с разной ЭО)

Физические свойства. (слайд 14)

Безводная азотная кислота – бесцветная летучая жидкость “дымится” на воздухе, смешивается с водой в любых соотношениях, имеет резкий запах, тяжелее воды (р=1,5 г/мл), t кип. 85oС, желтеет на свету.

Химические свойства.

При изучении химических свойств азотной кислоты без эксперимента нам не обойтись.

Помните, что азотная кислота взрывоопасна, едкая, ядовитая, разъедает кожу, ткани, бумагу. Работать осторожно, с концентрированной в перчатках. Действует практически мгновенно.

В любой лаборатории главное – соблюдение правил ТБ. Вспомним правила ТБ. (слайд 15)

Химические свойства

Выполнение лабораторной работы

1) исследование раствора азотной кислоты индикаторной бумажкой

HNO3 —> H+ + NO3

Выполнение заданий по вариантам. (слайд 17)

  • 1 вариант СuO + HNO3 —> можно слегка нагреть
  • 2 вариант NaOH + HNO3 —>

Как провести эту реакцию, чтобы увидеть, что эти вещества взаимодействуют?

  • 3 вариант CaCO3 + HNO3 —>

Закрепите пробирку держателем.

2) Взаимодействует с основными и амфотерными оксидами. (слайд 18)

СuO + 2HNO3 —> Cu(NO3)2 + H2O

CuO + 2H+ —> Cu2+ + H2O

3) Взаимодействует с снованиями (слайд 19)

NaOH + HNO3 —> NaNO3 + H2O

H+ + OH- —> H2O

4) Взаимодействует с солями более слабых кислот (слайд 20)

CaCO3 + 2HNO3 —> Ca(NO3)2 + CO2  + H2O

CaCO3 + 2H+ —> Ca2+ + CO2  + H2O

Есть ли среди солей азотной кислоты нерастворимые вещества? Все растворимы. Подумайте, можно ли подобрать вещества, чтобы при взаимодействии солей с азотной кислотой выпал осадок?

Почему азотная кислота проявляет свойства, общие с другими кислотами? (наличие H+)

II. Особые (слайд 21)

Глядя на банку с азотной кислотой, невозможно представить, какая разрушительная сила таится в ней. Иногда на предприятиях по производству азотной кислоты, азотных удобрений, складах возникают пожары.

Почему? Окислительные или восстановительные свойства проявляет?

1) Сильный окислитель. (слайд 22)

HNOнастолько сильный окислитель, что многие органические вещества в ней воспламеняются. Видеофрагмент 1 “Взаимодействие скипидара с HNO3” (слайд 23)

2) Разлагается на свету. Молекулы азотной кислоты непрочные и разлагаются на свету с образованием бурого газа NO2 , O2, H2O.

Составьте уравнение реакции с электронным балансом. (слайд 24)

4HNO3 —> 4NO2 + O2 + 2H2O

окислитель N+5+1e —> N+4  

 

4

восстановитель 2O-2 -4e —> O20   

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся называют, какие вещества взаимодействуют с кислотами.

I. Общие (слайд 16)

 

 

 

Учащиеся записывают уравнения реакций на доске и описывают признаки поведенных реакций.

 

V. закрепление изученного материала

Демонстрационный опыт

3) Взаимодействует с Ме до и после водорода, (слайд 25) образуется соль, вода и продукт восстановления азотной кислоты (NO2, NO, N2, NH3, NH4NO3)

Сu + 4HNO3 —>Сu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

окислитель N+5+1e —> N+4 

 

2

восстановитель Cu0 -2e —> Cu+2  

 

1

Au, Pt с HNO3 не взаимодействуют (слайд 26)

Fe, Al, Cr с концентрированной HNO3 при комнатной to не взаимодействуют

Чем выше концентрация кислоты, тем менее происходит восстановление.

Чем активнее металл, тем более протекает восстановление. (слайд 27)

VII. Упражнения по образцу.

Азотная кислота окисляет и неметаллы. Видеофрагмент 2 “Взаимодействие угля с HNO3” (слайд 28)

5) Взаимодействует с НеМе (окисляет серу, фосфор, углерод до кислот). (слайд 29)

С + 4HNO3 —> CO2 + 4NO2 + 2H2O

окислитель N+5+1e —> N+4 

 

4

восстановитель C0 -4e —> C+4 

 

1

Мы исследовали свойства азотной кислоты.

Для чего мы так подробно изучали тему “Азотная кислота”?

Своя игра (слайды 40- 48)

2 сектора: химические свойства и азотная кислота в быту

Какой продукт образуется при взаимодействии серебра с концентрированной азотной кислотой? (NO2).

Какой оксид азота выделится при взаимодействии платины с концентрированной азотной кислотой? (Платина с концентрированной азотной кислотой не взаимодействует).

Какие металлы при взаимодействии с азотной кислотой вытесняют водород? (Ни один из металлов).

Какие вещества могут растворить золото? (“Царская водка”, Hg, KCN).

Как нужно разбавлять азотную кислоту в воде? (Сначала в сосуд влить воду, а потом маленькими порциями при перемешивании – кислоту).

Чем нейтрализовать азотную кислоту, попавшую на руку? (Вначале смыть водой, а потом нейтрализовать раствором соды).

Почему случаются пожары, если пролить азотную кислоту? (Сильный окислитель, бурно взаимодействует с некоторыми органическими веществами).

Из чего сделаны вагоны, перевозящие азотную кислоту по железной дороге? (Из алюминия, хрома, железа).

обучающиеся поясняют происходящие реакции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся

VI.Подведение итогов урока. Выставление оценок.

 

Посмотрим, насколько были реализованы наши цели. (слайд 49)

Каждый пункт разбираем.

Домашнее задание

1) При взаимодействии 12,8 г металла с избытком 60% азотной кислоты выделилось 8,96 л бурого газа и образовалась соль металла (II). Определите металл.

2) При нагревании соли массой 12,8 г образуются вода массой 7,2 г и азот объемом

4,48 л (н.у.). Определите формулу соли, если ее молярная масса равна 64 г/моль.

 

 

 

VII. Рефлексия. 

Что нового для себя узнали, активность на уроке

 

 

 

 

 

Категория: Химия | Добавил: iribaij (08.12.2016)
Просмотров: 664 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar